Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
«цифровой бизнес» – это новая модель бизнеса, охватывающая людей/бизнес/вещи, масштабируемая глобально для всего мира за счет использования ИТ, интернета, и всех их свойств, предполагающая эффективное персональное обслуживание всех, везде, всегда»...
По словам Президента РФ, ориентироваться надо на разработки российских компаний, научных исследовательских и инжиниринговых центров страны. А для этого нужно ввести долгосрочное финансирование научных исследований и обновить линейку научных грантов. В отрасли не раз заявляли: главное, что ей нужно от государства – чтобы не душили налогами и не мешали. Призывы, похоже, услышаны. Снять административные, правовые барьеры, препятствия для выхода на высокотехнологичные рынки – одна из главных задач, поставленных президентом. Вторая — обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами. Он, в частности, предложил продлить до 2023 года действующую для IT-компаний льготную ставку страховых взносов в размере 14% вместо стандартных 30%.
Топливом изменений в цифровые экономики являются инновации
Фундаментом для развития цифровой экономики стала электроника, говорят теоретики из МГУ. Электронные устройства стали миниатюрными, оторвались от розетки, когда появились батарейки, в итоге стал возможен интернет вещей.
В первые 10 лет (с 1994 года) развивались электронная торговля и сервисы. Затем цифровая экономика перешла на другую ступень развития: уровень сервисов усложнился, стали объединяться ранее разрозненные технологии.
Теперь цифровая экономика охватывает практически все сферы жизни: образование, здравоохранение, онлайн-банкинг. Для этой ступени развития требуется на порядок больше цифровых мощностей и прорывных технологий в сфере ИТ.
Для государства:три ключевых направления развития цифровой экономики: инфраструктура и сокращение разрыва между регионами, электронное правительство, сервисы и услуги на базе информационно-коммуникационных технологий в области образования и здравоохранения.
Топливом изменений в цифровые экономики являются инновации
И говоря об «уберизации экономики», мы говорим не о платформе, а о глубоких уровнях трансформации экономики и общества, которые касаются того, как взаимодействуют спрос и предложение.
Сейчас скорость глобальных изменений и инноваций настолько высока, что уже на пятилетнем горизонте это разрыв может составить 15-20 лет отставания России, и сократить его будет крайне сложно. Поэтому разрыв нужно сокращать ускоренными темпами. Наиболее эффективной для России видят модель интенсивной цифровизации. Подготовкой к "рывку" должна стать цифровизация госсектора. Но вклад в процесс цифровизации должно вносить не только государство, но и отдельные отрасли и компании. Акцент нужно делать на базовых составляющих цифровой экономики – инфраструктуре и онлайн-расходах, а кроме этого — на росте инвестиций частного и государственного сектора в "интернет вещей", большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом.
Это, в первую очередь, развитие ключевых онлайн-сервисов в сфере госуслуг,
электронных закупок, онлайн-образования и онлайн-медицины.
Аналитики Всемирного банка активно используют термин «цифровые дивиденды» – те плюсы, которые принесет с собой новый экономический уклад. Среди них:
• Расширение торговли.
Интернет позволяет даже новым или крохотным компаниям торговать продуктами по всему миру. Например, в Марокко сельские ремесленники (некоторые из них – неграмотные) продают свои товары по всему миру через платформу Anou.
• Рост производительности.
ИТ помогают снижать издержки, и, значит, повышать эффективность и производительность труда практически во всех секторах экономики. Например, компания по доставке посылок UPS известна тем, что использует умные алгоритмы маршрутизации, чтобы избежать поворотов налево: это экономит время и позволяет сберечь до 4,5 млн литров бензина ежегодно.
• Развитие конкуренции.
Компании могут появляться и расти быстро, с относительно небольшими капитальными инвестициями. Например, в Уганде сервис eKeebo позволяет самостоятельно занятым поварам и поварам-любителям продавать домашние блюда, не получая лицензий на создание ресторана.
• Создание новых рабочих мест.
Каждое рабочее место в сфере высоких технологий создает в США еще 4,9 рабочих места в других секторах. При этом с развитием интернета возможности для трудоустройства у всех повышаются в разы (дистанционно могут работать, например, инвалиды, жители отдаленных районов и др.).
• Повышение качества услуг и госуслуг, в частности.
Например, с электронными госуслугами все можно сделать быстрее, дешевле. Во многих странах уже работают сервисы приема жалоб от жителей о любых проблемах в городе.
В целом эксперты по цифровой экономике отмечают, что ее развитие должно ускорить экономический рост и в итоге повысить благосостояние людей.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА