web design templates

ПРОЕКТ ОСВОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

КОМФОРТНАЯ ДЕЛОВАЯ СРЕДА В ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

ВСТУПИТЬ

ВЫТЯГИВАЮЩИЙ РЫЧАГ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Крупнейший стратегический инфраструктурный проект на территории России, который является одним из ключевых «вытягивающих рычагов» экономики, как для региона, так и для страны в целом.
Глобальное объединение интересов в создании и обеспечении современной инфраструктуры, должно быть построено на принципах синергии, т.к. увеличение грузооборота и товародвижения до 40млн тонн ежегодно, требует существенного развития логистических артерий и транспортных коридоров, в избежание возникновения рисков транспортно-логистического коллапса.
Уровень и качество взаимодействия между партнёрами не должно быть ограничено ни территориально, ни по времени, ни по скорости, в связи с чем необходимо задуматься о возможностях построения прямых стратегических коммуникаций.

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Путин В.В. поручил кабмину создать структуру по развитию Севморпути от 30 марта 2017 года


Президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос об отдельной структуре, ответственной за развитие Севморпути.
"Я уже поручил правительству проработать вопрос о создании отдельной структуры, ответственной за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих опорных территорий, включая инфраструктуру, гидрографию, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы", - сказал Путин, выступая на форуме "Арктика - территория диалога".
Он также пригласил иностранные компании использовать возможности Севморпути, что позволит снизить издержки и сроки поставки грузов между Европой и Азией.
"При этом хорошо понимаем: для того, чтобы этот коридор был конкурентоспособным, универсальным, востребованным для перевозки всех типов грузов - от сырья до контейнеров - необходимо сформировать для транспортных компаний максимально благоприятные условия, отвечающие самым современным международным стандартам в этой сфере", - сказал президент РФ.
Как отметил Путин, изменение ледовой обстановки, появление новых судов делают Севморпуть практически круглогодичной транспортной артерией, имеющей огромное значение как для российской, так и для мировой экономики.
Путин поблагодарил президентов Финляндии и Исландии за то, что они нашли в своем графике возможность участвовать в форуме. "Столь широкое и авторитетное международное представительство - это добрый знак политической воли арктических и других государств мира сохранять Арктику как территорию мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества", - сказал российский президент.

40 000 000 тонн

РогозинД.О. : к 2022 году загрузка СМП может составить 40 млн тонн от 29 марта 2017 года


«Если руководствоваться даже скромными прогнозами в связи с развитием шельфа, и в целом инфраструктуры, мы к 2022 году можем подойти к загрузке Севморпути в объеме до 40 млн тонн грузов», - заявил Заместитель Председателя Правительства РФДмитрий Рогозин в ходе заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 29 марта в Архангельске. Это фактически в десять раз больше, чем было в 2014 году», - добавил он.
В этой связи, по его словам, остро стоит вопрос о развитии ледокольного флота страны. Он напомнил, что на верфях строятся три современных ледокола. Однако, отметил, Рогозин, ледоколов может потребоваться больше.
Учитывая сроки строительства, решение о создании новых ледоколов надо принять в ближайшее время, — заключил Рогозин.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕУМЕСТНА

Эксперты: конкуренция в создании объектов инфраструктуры в Арктике неуместна от 29 марта 2017 года


Представители арктических регионов считают, что в вопросах создания объектов инфраструктуры в Арктике нужно уйти от принципов конкуренции - необходимо искать эффективные общие решения, которые обеспечат нормальную работу объектов и экономию ресурсов. Об этом говорили участники секции "Механизмы социально-экономического развития Арктического макрорегиона" в рамках форума "Арктика - территория диалога".
"Важный момент в создании инфраструктуры - это координация деятельности. Инфраструктура дорогая везде, а в Арктике она дороже втрое, поэтому, когда мы создаем порты, железные дороги, мы должны добиваться, чтобы все участники пользовались этой инфраструктурой", - сказал на форуме заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
По его мнению, в этих вопросах нужна более тщательная координация, чтобы не допускать дублирования, которое только повысит издержки.
Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин поддержал эту тему, приведя пример строительства северных портов. "Проблема, когда регионы начинают спорить друг с другом и говорить, что каждый должен строить свой торговый порт. Сабетта будет переваливать десятки миллионов тонн различных грузов, в Архангельске будет глубоководный порт, который тоже будет переваливать десятки миллионов тонн. В итоге в Мурманске проект в стадии реализации, уже потратили 10 млрд рублей, но мы до сих пор думаем, зачем нам строить порт в Мурманске, если есть порт в Сабетте и Архангельске", - сказал представитель Мурманской области.
При этом он отметил, что порт в Мурманске имеет ряд преимуществ, он "самый глубоководный и незамерзающий".
Добывают там, где есть дорога
Грамотное размещение инфраструктурных объектов, по мнению специалистов, поможет в разы увеличить добычу и доставку ресурсов потребителю.
"Если посмотреть ретроспективу, то всегда освоение шло за транспортом - вначале вдоль рек, потом вдоль железных дорог появлялись новые месторождения, поэтому если мы будем на это "наваливаться", то соответственно увидим новые проекты, новые инвестиции, новые месторождения, поддерживающие и повышающие уровень добычи", - сказал Артюхов. "Простой пример: запущенный в январе этого года нефтепровод Заполярье - Пурпе позволит нам за три года удвоить добычу нефти в регионе", - рассказал он.
Представитель Ямало-Ненецкого округа отметил, что сейчас "добыча объективно смещается на Север". "Традиционные центры добычи, в том числе Надым-Пур- Тазовский регион уже прошли свой пик добычи, поэтому все смещается на полуостров Ямал, а в среднесрочной перспективе, мы понимаем, что на шельф, поэтому туда должна подходить инфраструктура", - пояснил Артюхов.
Он сообщил, что регион делает акцент на создании "железнодорожного каркаса". В рамках Арктического форума будет подписано соглашение между "Газпромом" и РЖД, касающееся строительства дороги на принципах концессии. "Северный широтный ход у нас находится в очень большой степени проработки, завтра будет подписано соглашение между "Газпромом" и РЖД по финализации перед тем, как вносить проект в федеральное правительство как первую концессионную железную дорогу в современной России", - сообщил Артюхов, отметив, что "проект уже прошел точку невозврата, он будет запускаться". По его словам, проект выгоден и для самой компании РЖД, поскольку у него "внутренняя эффективность очень высока", и для экономики страны "за счет сокращения плеча доставки в порты Балтики".
Для Мурманской области, как считает Тюкавин, более приемлем вариант создания государственных объектов инфраструктуры, а не частных. "Мы считаем в регионе, что крупные инфраструктурные проекты должны носить общий характер и иметь общую доступность, а не реализовываться частными компаниями, потому что, когда частная компания строит инфраструктурный проект, она является эксклюзивным пользователем, а все остальные должны думать, как им поступить", - пояснил он.
Заместитель губернатора Мурманской области привел пример, как горнообогатительному комбинату, недавно вступившему в строй, пришлось создавать для себя новую железнодорожную ветку, параллельную существующей, поскольку другой комбинат - владелец этой дороги, отказался пропускать по ней грузы нового предприятия.
В то же время, по его словам, из-за отсутствия четкой стратегии развития объектов создание необходимой инфраструктуры часто замедляется. "На одном из совещаний был задан вопрос угольщикам, куда они повезут свой уголь, чтобы там построить порт. Они ответили: где построите порт, туда и повезем", - рассказал Тюкавин.
Области для сотрудничества
Транспортные проблемы в Арктической зоне испытывают и финские предприниматели, отметил на конференции президент и генеральный директор Торгово-промышленной палаты Лапландии (Финляндия) Тимо Раутайоки. "Транспорт- это всегда одна из главных сложностей для развития торговли и бизнес-связей. Нам необходимо транспортировать и продукты горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сталелитейной промышленности. Мы зачастую вынуждены перевозить эту продукцию по дорогам на грузовиках, потому что в железнодорожной промышленности у нас в Финляндии монополия. Возникла некая юридическая ситуация, в рамках которой конкуренция не существовала практически 10 лет", - сказал Тимо Раутайоки.
По мнению главы Торгово-промышленной палаты Лапландии, странам, имеющим территории в Арктическом регионе, нужно активнее развивать приграничное сотрудничество. "Арктика должна стать примером регионального сотрудничества", - считает он.
Раутайоки отметил, что последние несколько лет было "затишье" в сотрудничестве с российскими регионами, но сейчас "некая активность намечается". "Инвесторы снова интересуются крупными проектами. Мы отмечаем, что в Мурманской, Архангельской областях наметилось несколько многообещающих проектов. На мой взгляд, у нас есть все необходимое для развития нашего бизнеса в будущем", - отметил он на конференции.
Одним из самых перспективных направлений для бизнес- взаимодействия, помимо промышленности, Тимо Раутайоки назвал туризм. Он рассказал об инициативе предпринимателей создать общий проект "Приезжайте в Арктическую Европу", который охватывает территории нескольких стран. Общий проект помогает перераспределить потоки туристов, организовать для них наиболее удобный и интересный маршрут.
Он отметил, что туризм в целом развивается очень быстрыми темпами. В Лапландии в 2016 году турпоток увеличился на 13%, иностранных туристов стало больше на 16%. "Новые туристы приезжают из Китая, Японии и Кореи. В январе этого года рост по ним составил 40%, и даже авиаперелетов не хватает", - сообщил он.

ХОЗЯИН АРКТИКИ

Государственная комиссия решила найти для Арктики "хозяина" от 29 марта 2017 года


Развитие Арктики требует взаимодействия между ведомствами, компаниями и региональными властями, которое станет возможным при создании единого координирующего органа и принятия закона об Арктике. К такому выводу пришли участники заседания государственной комиссии по вопросам развития Арктики в ходе обсуждения основных параметров государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года в рамках форума "Арктика - территория диалога".
По словам председателя комиссии, вице-премьера Дмитрия Рогозина, комиссия должна прийти к согласию по основным параметрам программы, чтобы на следующий день работы форума представить консолидированную позицию президенту Владимиру Путину.
Специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, один из авторитетных специалистов по региону, поддержал идею принять закон об Арктике, который будет регулировать развитие региона.
Новый подход к Арктике
Проект федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации", внесенный в правительство в ноябре прошлого года, предлагает новый подход к комплексному развитию Арктической зоны России через создание так называемых "опорных зон" для развития региона. Замглавы Министерства экономического развития Александр Цыбульский ранее заявил, что министерство после года работы отказалось от отдельного закона, посчитав, что существующее отраслевое законодательство является достаточным.
Рогозин поддержал предложение Чилингарова, подчеркнув, что освоение Арктики также нуждается в постоянно действующем координирующем органе, роль которого может быть определена в законе.
"Нужен хозяин, начальник, госзаказчик, как хотите его называйте. Если Минэкономразвития его не предложит, то я думаю, что завтра это сделает президент", - заявил Рогозин.
Вице-премьер считает, что нужно навести порядок при реализации проектов в Арктике: развитие Северного морского пути, опорных зон и других арктических проектов должно быть под контролем конкретных структур, которые будут отвечать за их реализацию. "Опорные зоны (в Арктике) - там должна быть четкая система организации…; Севморпуть - то же самое, шельфовые проекты - то же самое. Везде должен быть хозяин, тогда будет порядок", - сказал Рогозин.
По его мнению, "даже у каждой реки, крупной нашей транспортной артерии должен быть хозяин" - кто будет отвечать за экологию, за дноуглубительные работы и за многое другое. "Реку-то нельзя "нарезать" по субъектам, по которым она течет", - пояснил вице-премьер.
"Я просто привык так думать. Может, это примитивное мышление в ВПК, но мы всегда так (организуем процесс), поэтому у нас хорошие темпы роста: у нас есть хозяин, контроллер, дубина, кнут и пряник - все, ничего другого придумывать не нужно", - подчеркнул зампред правительства, курирующий, в частности, оборонно-промышленный комплекс. Он заключил, что нужно "додумать механизм управления и контроля" (в сфере арктических проектов РФ).
"Найти решение придется, потому что в любом случае такие крупные проекты не могут быть без хозяина", - продолжил Рогозин, отметив, что Госкомиссия по Арктике собирается лишь периодически и не может "постоянно сидеть и держать дубину в руке и "гонять" какой-то проект".
Развитие Северного морского пути
В частности, он обратил внимание на развитие Северного морского пути.
"Будут ли ответственные структуры, которые сейчас отвечают за Севморпуть, заниматься портовой инфраструктурой, вопросами координации подвоза грузов, товаров, обеспечением услуг в этих портах, железными дорогами, которые должны к этим портам подвестись? Связь, навигация, спасение в случае каких-то ситуаций и так далее - это комплексная задача. И если мы хотим сделать Севморпуть действительно работающим, комплексно созданным проектом, это придется делать (определять ответственную структуру - прим. ТАСС)", - сказал Рогозин.
По его словам, Россия может увеличить в ближайшие годы загрузку Северного морского пути (СМП) до 40 млн тонн грузов, в то время как этот показатель в 2016 году составил 7,48 млн тонн. "Он (объем) и дальше будет нарастать, - продолжил вице-премьер. - Если руководствоваться даже скромными прогнозами, в связи с развитием и шельфа и в целом портовой инфраструктуры мы к 2022 году можем подойти к загрузке Севморпути в объеме до 40 млн тонн грузов, то есть это практически уже в 10 раз больше, чем то, что было в 2014 году".
Вице-премьер подчеркнул, что "сделать это нужно и можно, но при этом надо оценить наши реальные планы по атомному ледокольному флоту". Рогозин напомнил, что в производстве уже находятся ледоколы, которые придут на замену использующимся сейчас судам.
"Но хватит ли нам этих трех ледоколов? Возможно, потребуется большее количество", - констатировал зампред правительства, не исключив также принятие решения о переходе "от теории к практике" в реализации проекта строительства ледокола "Лидер" (проект ЛК-110Я), "который может ломать льды самой большой толщины по всему восточному плечу Северного морского пути".
Он добавил, что пропорционально увеличению грузопотока на СМП будет расти и количество проблем и задач, которые необходимо решать.
"Поэтому важно включиться в работу и ни в коем случае не болтаться в хвосте от этих событий", - подчеркнул вице- премьер. Рогозин отметил необходимость уделять внимание не только проблемам развития транспортной инфраструктуры, проектам промышленного освоения Арктической зоны, но и насущным житейским проблемам арктических регионов. "Надо понимать эти насущные проблемы, немедленно на них реагировать, создать деловую среду, чтоб в Арктике появился единый, умный и дальновидный хозяин", - указал вице-премьер.
Подготовка кадров
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов предложил ряд решений, способствующих вовлечению молодежи в реализацию проектов Арктики. Так, одна инициатива касается создания полевого учебного стационара для студентов на территории национального парка "Русская Арктика".
"Предлагаем создать федеральный учебный полевой стационар для проведения учебных студенческих практик в Арктике. Это позволит не только повысить квалификацию будущего работника, но и обеспечить его дополнительными универсальными компетенциями, рассчитанными на жизнь и работу в таких экстремальных условиях с низкой логистической доступностью", - сказал Орлов.
По словам губернатора, стационар может быть создан на территории национального парка "Русская Арктика", расположенного на двух полярных архипелагах в Архангельской области. Вовлечение молодежи в управленческий процесс, по мнению губернатора, могло бы "замотивировать" ее и укрепить позиции кадровой отрасли в Арктике. Этому поспособствовало бы, например, формирование молодежного совета при государственной комиссии.
"В компетенцию совета должно входить формирование предложений нормативно-правового, финансово-экономического, информационного, управленческого, научного характера для эффективной самореализации молодежи и повышению уровня ее потенциала в Арктике", - обосновал губернатор необходимость создания молодежного органа при госкомиссии по Арктике.
По словам губернатора, сегодня во всех арктических регионах России наблюдается отток трудовых ресурсов, что создает нехватку квалифицированных специалистов. Чтобы решить эту проблему, он предложил вводить специальные квоты для абитуриентов с арктических территорий на обучение "арктическим" специальностям, а также внедрять освоение студентами в процессе обучения дополнительных квалификаций и компетенций, которые позволят получить более универсального работника в отдаленных и малонаселенных местах.
Губернатор отметил, что в настоящее время в российских вузах образование по "арктическим" специальностям получают около 61 тыс. человек, при этом трудоустраиваются в регионе только 71% выпускников. Министр образования РФ Ольга Васильева в свою очередь отметила, что около 20% выпускников арктических вузов покидают арктический регион и мигрируют на работу в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы РФ.
По ее мнению, региональные власти и работодатели должны более эффективно использовать потенциал образовательных организаций в регионе, развивать систему привлечения и закрепления молодых специалистов на производствах и в социальной сфере, повышать привлекательность условий труда и жизни, реализуя меры государственной поддержки.
Министр добавила, что количество бюджетных мест в арктических вузах увеличено в четыре раза. Это одна из мер, необходимых для обеспечения ценными кадрами предприятий, работающих в суровых арктических условиях.
По ее словам, на инженерные специальности приходится 44% бюджетных мест, на образование и педагогические науки 19%, на здравоохранение и медицинские науки - 8%, что превышает аналогичные показатели по всем регионам России. Программу целевого обучения в арктических вузах при этом следует расширять, считает Васильева.
Российская Арктика
Российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.". С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).
Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

НЕ КРАЙ ЗЕМЛИ

Рогозин Д.О. : Арктика должна стать привлекательной для жизни от 29 марта 2017 года

Арктика из края земли должна превратиться в привлекательный для жизни регион, для чего необходимо не только развивать инфраструктуру и решать экологические проблемы, но и строить добрососедские отношения между разными странами. Сохранение Арктики в качестве "территории мира и сотрудничества" входит в число главных национальных интересов России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозинна международном форуме "Арктика - территория диалога" в Архангельске.
Не край земли
Для России Арктика - не просто богатейший регион, где пересекаются экономические, экологические, ресурсные и транспортные интересы самых разных стран, это "наш дом, который мы унаследовали от наших предков", заявил Рогозин.
"Сегодня у нас есть серьезные проекты в транспортной сфере, связи, информатизации, в навигации, энергетике, медицине и жилищно-коммунальном хозяйстве", - перечислил вице-премьер, однако глобальной целью назвал "формирование соответствующего отношения людей к региону".
"Желание человека ехать в Арктику и навсегда связать с ней свою судьбу будет наилучшим показателем эффективности всей нашей общей деятельности", - пояснил заместитель председателя правительства.
По его словам, выдержать разумный баланс при освоении и развитии этого региона - "глобальный вызов". "Поэтому сегодня Арктика - территория диалога, диалога мудрых, компетентных и ответственных людей, которые знают, какой надо оставить Арктику для наших детей", - подчеркнул Рогозин.
Экологические проблемы
Одной из основных тем форума стала охрана окружающей среды. Россия, заверил вице-премьер, будет работать над улучшением экологической обстановки в Арктике.
"Сегодня деятельность компаний, которые работают в Арктике, четко регламентирована в этой части, каждой нашей компанией разработаны и выполняются программы по защите окружающей среды, большая работа проделана по ликвидации накопленного в прежние индустриальные эпохи экологического ущерба. Мы действительно много сделали и планируем сделать еще больше, чтобы наш дом - Арктика - стал экологичным и комфортным, как для себя, так и для наших гостей и партнеров", - сказал Рогозин.
"Россия, США, Китай должны научиться общаться, для того чтобы мы смогли преодолеть глобальные вызовы", - заявил Солхейм.
В частности, по его словам, необходимо защищать рыбу в Арктике. Он также обратил внимание на негативное влияние, которое оказывает на этот регион изменение климата Земли. "Арктика сейчас гораздо более открытая, здесь ведется деятельность, которую раньше вести было нельзя. Поэтому давайте медленно и аккуратно двигаться в направлении развития деятельности в это регионе, будучи осторожными и понимая, что мы не должны делать ничего из того, что будет разрушать его", - добавил представитель ООН.
По данным "Гринпис России", в Арктике находится более 450 объектов ведомственного мусора и свалок. Организация составила специальную карту, чтобы показать масштабы экологического загрязнения русского Севера. Лидер в рейтинге загрязненных регионов - Якутия, там находится 149 свалок, "серебро" у Чукотского автономного округа с 74 объектами, третье место - Архангельская область, где обнаружено 66 точек загрязнения.
Краеугольный камень сотрудничества
Арктический регион представляет собой краеугольный камень будущего международного сотрудничества, заявил на открытии форума глава МИД Исландии Гудлёйгур Тор Тордарсон. По его словам, Арктика перестала быть "неприкосновенным уголком", изолированным от мира, а проходящий в Архангельске форум демонстрирует, что регион предоставляет всем сторонам возможность для сотрудничества на государственном уровне.
Освоение арктического региона вызывает растущий интерес у целого ряда государств, приоритетным оно является и для Исландии, сказал министр. "Холодная Арктика стала одним из самых "горячих" мест на Земле", - отметил он.
По словам министра иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде, расширение трансграничных контактов и торговли в Арктике позволит не только "гарантировать благосостояние миллионам людей", но и внести вклад в "более безопасное, стабильное и устойчивое развитие мира". Его датский коллега Андерс Самуэльсен, выступая на форуме, призвал решать вопросы усиливающегося военного присутствия в регионе мирным путем. "Все страны должны стремиться избегать каких бы то ни было действий, которые могут рассматриваться как действия, направленные на конфликты и конфронтацию", - убежден он.
О своем желании внести вклад в развитие Арктики заявил и Китай. Выступая на форуме, вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян отметил, что его страна готова приложить усилия к охране арктической экосистемы, углублению исследований Арктики, рациональному освоению и использованию ресурсов региона, совершенствованию институтов и механизмов управления.
Посол США в РФ Джон Теффт, который также приехал на форум, отметил, что по сравнению с другими регионами Арктика остается мирным и стабильным местом, которое характеризуется "высоким уровнем сотрудничества" между странами, входящими в Арктический совет. "Это сотрудничество в значительной степени снижает риск серьезных конфликтов в регионе", - сказал дипломат.
"Однако здесь существуют и серьезные вызовы, включая социально-экономические, природоохранные проблемы, потенциальную милитаризацию", - подчеркнул он.
Теффт напомнил, что Арктический совет отметил 20-ю годовщину и сейчас, по его мнению, "идеальное время, когда постоянные участники организации и другие страны могут задуматься о достигнутом".

ОПОРНЫЕ ЗОНЫ

РогозинД.О. : арктические проекты должны иметь конкретных организаторов от 29 марта 2017 года


Развитие Северного морского пути, опорных зон и других арктических проектов РФ должно быть под контролем конкретных структур, которые будут отвечать за их реализацию. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики, проходящем на полях арктического форума в Архангельске.
"Опорные зоны (в Арктике) - там должна быть четкая система организации…; Севморпуть - то же самое, шельфовые проекты - то же самое. Везде должен быть хозяин, тогда будет порядок", - сказал Рогозин. По его мнению, "даже у каждой реки, крупной нашей транспортной артерии должен быть хозяин" - кто будет отвечать за экологию, за дноуглубительные работы и за многое другое. "Реку-то нельзя "нарезать" по субъектам, по которым она течет", - пояснил вице-премьер.
"Я просто привык так думать. Может, это примитивное мышление в ВПК, но мы всегда так (организуем процесс), поэтому у нас хорошие темпы роста: у нас есть хозяин, контроллер, дубина, кнут и пряник - все, ничего другого придумывать не нужно", - подчеркнул зампред правительства, курирующий, в частности, оборонно-промышленный комплекс. Он заключил, что нужно "додумать механизм управления и контроля" (в сфере арктических проектов РФ). "Найти решение придется, потому что в любом случае такие крупные проекты не могут быть без хозяина", - продолжил Рогозин, отметив, что Госкомиссия по Арктике собирается лишь периодически и не может "постоянно сидеть и держать дубину в руке и "гонять" какой-то проект".
Развитие Северного морского пути
В частности, он обратил внимание на развитие Северного морского пути. "Будут ли ответственные структуры, которые сейчас отвечают за Севморпуть, заниматься портовой инфраструктурой, вопросами координации подвоза грузов, товаров, обеспечением услуг в этих портах, железными дорогами, которые должны к этим портам подвестись? Связь, навигация, спасение в случае каких-то ситуаций и так далее - это комплексная задача. И если мы хотим сделать Севморпуть действительно работающим, комплексно созданным проектом, это придется делать (определять ответственную структуру - прим. ТАСС)", - сказал Рогозин.
Шельфовые проекты
То же самое, по его словам, касается шельфовых проектов. Так, отметил Рогозин, проекты разных компаний на Ямале "между собой никак не согласованы" и вся сопутствующая инфраструктура создается по-отдельности, хотя "у нас, извините, денег-то немного". "Оптимизация (ресурсов должна быть) не в том, чтобы просто взять и ножницами обрезать со стороны Минфина деньги, а в том, чтобы найти разумный управленческий подход, оптимизировать подходы, согласовать комплексно действия, выработать единый алгоритм этих действий, где учитывались бы интересы всех участников этого процесса", - считает вице-премьер. "Но для этого опять же нужен хозяин, начальник или госзаказчик - как хотите называйте, но он должен быть каким-то, определенным", - заключил Рогозин.
"Если вы не предлагаете, то кто-то другой будет предлагать", - обратился вице-премьер к замглавы Минэкономразвития РФ Александру Цыбульскому.

Освоение и развития Арктики